История двух братьев из индийских трущоб гораздо глубже и символичнее, чем это может показаться на первый взгляд. Казалось бы, обыкновенная сказка про бедного паренька со сложной судьбой. Бог справедлив и всё в этом духе. Но давайте отбросим в сторону имена, название страны где происходит действо, забудем обо всех прочих подробностях и оставим перед собой скелет. Голую истину. Два человека, находящихся изначально в равных условиях. Два стремления. Две мечты. Первый с раннего детства возвел в ранг иконы прямоугольные бумажки с цифрами и округлые куски железа. Гаранты физического благополучия. Причем в целях их заработка особо не стеснялся нарушать ни писаный государственный закон, ни закон нравственный. Иконой второго паренька стала любовь. После встречи с ней всё остальное отошло на второй план. Или скорее вообще перестало существовать. Но жизнь это не реклама баунти, поэтому любовь свою ему еще предстоит не раз потерять и не раз найти. Продолжать свой путь совместно они уже не могли, поскольку нельзя идти в разные города одной дорогой. Прошло время. Оба в своем стремлении стёрли об асфальт не одну пару коньков.
Наконец каждый стоял в шаге от своего алмаза. И только вблизи один понял, что всю свою жизнь он гнался за пустышкой, обманкой. Вблизи его мечта уже не сверкала драгоценными лучами, не манила к себе. Взгляду другого предстало великое сокровище. Вблизи оно стало еще прекраснее, грациозные линии его огранки заставляли забыть обо всем на свете… Вот такой лично я вижу скелет. А если учесть что покрыт он великолепной режиссурой Дэнни Бойла, завораживающей сюжетной линией и потрясающим саундтреком, то не должно возникать сомнений — перед нами шедевр.
Прошло девять лет с тех пор, как вся страна с упоением (или без) смотрела шоу «Кто хочет стать миллионером?». То были времена, когда телевидение еще было способно удивлять и притягивать к себе внимание, даром что купленными на Западе лицензиями. Во всяком случае, как и положено пионеру в своей области, «игра, где каждый может заработать большие деньги своим умом», отточенная и выверенная в мелочах, пришлась по душе решительно всем. Кто-то, сидя перед телевизором, проверял свои знания на прочность, кто-то тешил свою корысть, кто-то — веру в чудеса, кто-то переживал и радовался вместе с ослепленными софитами участниками, но ни у кого и в мыслях не было, что самый захватывающий и трогательный выпуск «Кто хочет стать миллионером?» мы будем смотреть на большом экране в обрамлении смачного индийского колорита и новой бездны смыслов. Последняя работа Дэнни Бойла стирает границы не только для кино туманного Альбиона, но и для кино вообще. Это удивительное транснациональное индийско-британское сотрудничество дало воистину изумительные всходы. Сравнивать их по большому счету и не с чем, да и не особо хочется. Это восточная сказка о пользе праведности, рассказанная в риторике западного реализма. Это индийское кино, для тех, кто терпеть не может индийское кино. История, поведанная нам с экрана, стара как мир и легко укладывается в английское выражение «from rags to riches», полным аналогом которого является наше с вами родное «из грязи в князи». Совершенно обычный мумбайский оборванец Джамаль Малик, босые пятки которого за свой короткий век повидали суровой реальности больше, чем среднестатистический городской обыватель за всю жизнь, попадает на вышеупомянутую телевикторину, без каких-либо сложностей, если не брать в расчет остроумные уколы ведущего, отвечает на первые четырнадцать вопросов и слышит сирену, возвещающую о завершении эфирного времени. Однако в отличие от других игроков, которым удалось достигнуть столь впечатляющих высот, Джамаль проводит ночь отнюдь не в сладостных мечтах о призовых двадцати миллионах рупий (что-то около 410 тысяч долларов), от которых его отделяет лишь один вопрос, а очень даже лицом в ржавом ведре. Потому что в пику миллионам бедняков, для которых паренек в считанные часы стал символом веры в чудо и будущее благополучие, полиция и держатели активов популярной передачи не верят, что кому-то может быть просто предначертано судьбой знать правильные ответы. «Миллионер из трущоб» не позволяет себе долгих прелюдий, он хватает за грудки и под одурманивающую разум музыку уносит нас в самые грязные закоулки Мумбаи, крупнейшего города Индии. Благодаря стройному сценарию, мощный ритм, заданный в начале, теряется только ближе к великолепной развязке. И пятнадцать постепенно усложняющихся вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый здесь не просто правила телевизионной игры, а призма, через которую мы смотрим на трагичную, но временами от чистого сердца смешную жизнь Малика. И уж поверьте, здесь вы увидите свои самые нервозные «пятьдесят на пятьдесят» и самый трогательный на свете «звонок другу». Зрелище, которое Бойл снял вместе с режиссером Лавлином Танданом, восхищает своей эклектичностью. Здесь индийское целомудрие дополняется чуждой ему суровой действительностью, традиционный индийский вокал обрамляется тяжелыми электронными битами, простейшая история о праве выбора и чистой любви украшается мельчайшими деталями бытности героев, заставляющими зрителя не раз и не два вспомнить свои детские годы. Однако в стремлении показать суровую жизнь в трущобах перенаселенной страны насилие и грязь никто не смакует, хоть и некоторые тыкверовские методы с лихвой позволяют почувствовать местную вонь. Кастинг, между делом, поддерживает заданный уровень качества. Во многом благодаря тому, что здесь все лица без исключения новые, фильм выглядит свежо и предельно правдиво, хотя и есть, конечно, некоторые визуальные несостыковки между актерами, играющими одного персонажа в разном возрасте. Отметить особо стоит, пожалуй, самых младших исполнителей ролей Джамаля и его брата. Ну и само собой Фриду Пинто, божественной красоты которой не заметит только слепец. Огромным благом является, что фильм все-таки решили выпустить в полномасштабный прокат в нашей стране и заручиться поддержкой «властелина правды» Константина Эрнста и информационных мощностей Первого канала (надеюсь, он выполнит свои обещания). Локализованная версия, которую мне довелось посмотреть на закрытом показе, отвечает самым высоким стандартам качества. Поначалу и без того харизматичный ведущий индийского шоу, говорящий голосом Дмитрия Диброва, вызывает с непривычки легкое недоумение, но уже ближе к середине картины приходишь к выводу, что у нас в стране нет другого такого человека, который так хорошо умеет, просто-напросто задавать вопросы. Незвездные голоса, впрочем, тоже справились на отлично, никаких возрастных несоответствий или недобора по игре нет и в помине.
Каждый фильм Дэнни Бойла — это открытие. Кому-то они могут нравиться, кому-то — нет. Но каждый раз Бойл открывает новые горизонты, и если не для зрителя, то, по крайней мере, в своей карьере. На счету режиссера уже есть 2 культовых фильма («На игле» и «Неглубокая могила»), романтическая «роуд-муви» комедия, «зомби ужастик», «космическая фантастика» и вот теперь решил снять «болливудский» фильм, но при этом перевернув жанр. Индия. Мы привыкли смотреть индийские фильмы с нескончаемыми песнями и плясками и сюжетными поворотами «Аля Санта Барбара». В «болливудских» фильмах «вылизанная» картинка, бушующие страсти, разлученные родственники или влюбленные, которые в конце встречаются, а все жизненные неурядицы забываются и все живут долго и счастливо. Плюс стоит отметить, что герои индийских фильмов живут в красивых домах, даже «бедняки» живут в нормальных условиях. Такой мы видим Индию по-болливудски. Все попытки показать реальную жизнь индийского населения путем кино строго пресекаются, к примеру, фильмы Дипы Мехты («Вода») запрещены к показу в Индии. В «Миллионере из трущоб» мы увидим настоящую Индию. А проводником в этой экскурсии будет Джамал Малик. Джамал типичный житель трущоб, на долю которого выпало много приключений. В раннем детстве он с братом осиротел и они, нищенствуя, поколесили по стране. На жизнь они зарабатывали попрошайничеством или воровством. В детстве Джамал встречает Латику к которой у него возникает чувство, которое он пронесет сквозь годы и все невзгоды. И вот судьба дает юному Джамалу шанс, он становится участником популярной игры «Как стать миллионером». Может ли необразованный выходец из трущоб, работающий в телефонной компании разносчиком чая, выиграть главный приз, сможет ли он обрести свое счастье и свою любовь? Все ответы мы узнаем в конце! Как я уже говорил, Бойл взял типичную историю — «болливудскую» сказку, при этом, применив стандартные шаблоны, но все равно сделал это необычно. Когда смотришь фильм, все стандартные приемы не «напрягают», за героев действительно переживаешь. Ну и конечно шикарный финал — с всеобщими «болливудскими» танцами, но при этом совсем не в привычной манере. Так же стоит отметить, что Бойл умело, балансирует все происходящее на экране, включая за драматическими эпизодами, кусочки от которых на лице проступает улыбка и при этом все не выглядит слащаво. Однозначно перед нами один из лучших фильмов 2008 года. Критики уже усыпали миллионера наградами, впереди теперь только Оскар. И самый главный вопрос возьмет ли фильм самое главное золото Голливуда. Если ему это удаться, то лично я буду рад. В качестве совета, скажу, если вы не видели фильм и вам представится шанс его посмотреть, то не пропустите его.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]